ООО "Красюгснаб": История подшипника

История подшипника

Человек давно и успешно использует подшипник. И основопологающую роль в истории подшипника играет процесс трения. Именно изучение и поиск путей преодоления трения дали жизнь примитивным “архиподшипникам” скольжения много тысяч лет назад, на заре развития человечества. Возраст таких подшипников около 7000 лет. Это эпоха неолита – время когда человек приобрел умение сверления отверстий в камне и не только. Изготавливались такие подшипники из камня и широко применялись в сверлильных инструментах и прядильных веретенах.
Следующий этап (около 5000 лет назад) в истории подшипника начался с изобретением колеса, которое позволило заменить скольжение на качение. До изобретения колеса траспортировка грузов осуществлялась, главным образом, за счет скольжения (сани, волокуши) . Но в древнем Египте уже в середине III тысячелетия были распространены каменные шары и ролики, которые использовались при перемещении больших тяжестей. Но существовало одно ограничение: использование было ограничено из-за отстутствия системы дорог с твердым каменным покрытием. Такой способ перемещения больших тяжестей просуществовал еще довольно долго. В России по такому принципу осуществлялась транспортировка первых кораблей Петра I. А позднее, знаменитый гром-камень - постамент для Медного Всадника в 1600 тонн, почти таким же образом проделал путь от Лахты до Сенатской площади в Санкт-Петербурге. Прямыми наследниками подобного способа перемещения стали подшипники линейного перемещения.
История борьбы подшипников с силой трения была бы не полной без упоминания о смазке. В Асуанской долине, месте где египтяне добывали болшое количество кварцита и гранита для строительных нужд, сохранились гладкие полотна уплатненного грунта – следы древних дорог, по которым перемещали грузы. Для лучшего скольжения они смазывались глиной, которую постоянно увалажняли. Первоначально для смазки колес использовали расличные растительные масла: от подсолнечного до масла кокоса. Но такие масла отличаются низкой вязкостью и быстрым высыханием. Дольше и эффективнее в качестве смазки служили животные жиры. На среднем Востоке смазки готовили путем продолжительного вываривания нефти, которая в тех краях часто выходила на поверхность. Для России это получаемый из бересты березы деготь.Прототип современного сепаратора воплотился в творении инженера Александра Великого – Диадеса. Одним из таких изобретений была осадная вышка с подвижным тараном, который передвигался на роликах по специальным желобкам. Ролики фиксировались относительно друг-друга с помощью специальной корзины, что позволяло совершать возвратно-поступательные движения без угрозы разрушения конструкции.
В начале I века нашей эры Гай Юлий Цезарь Калигула отдал приказание построить два гигантских корабля. При их строительстве были применены все передовые достижения инженерной мысли того времени. Построены они были в 40 году. Неизвестно успел ли воспользоваться ими император, поскольку в 41-м году он был убит, а корабли были затоплены, как наследие тирана. Почти девятнадцать веков пролежали на дне озера Неми (Италия) два гигантских корабля. Пять лет (с 1927 по 1932 года) продолжалась операция по их подъему. При изучении этих кораблей было сделано много удивительных открытий. Среди них – конструкция опорного подшипника. Причем в нескольких исполнениях! На кораблях были устроены поворотные платформы, которые поворачивались за счет размещения тел качения в основании каждой. В одной были использованы конусообразные ролики, в другой - бронзовые шары. Устройство поворотных платформ было очень близко к современным упорным подшипникам: между двух дисков, по окружности, через равные промежутки помещались тела качения. Равномерность распределения по окружности достигалась за счет помещения тел качения на штифы, которые вторым концом крепились к оси вращения платформы.